среда, 4 августа 2010 г.

Мой опыт проведения тренингов

Для меня каждый новый тренинг – это новый опыт. Каждый раз я задаю себе вопрос: «Чем полезен будет этот тренинг? Какие впечатления останутся у участников? Доставит ли тренинг удовольствие?»
Типичные ошибки, которых стоит избегать при подготовке и проведении тренинга:
- тренинг – это активный процесс не только для тренера, а в первую очередь для его участников. Представьте себе тренинг, на котором «весело» тренеру, а участники зевают и не понимают, что происходит;
- лучше планировать занятие как путешествие, которое имеет начало, середину и конец;
- тренеру стоит стремиться к взаимодействию с участниками. Не стоит тренеру демонстрировать свою «крутизну», долго читать лекции; лучше, если источником информации будет служить анализ жизненных ситуаций. Именно об этом пишут в анкетах участники тренингов: «Хотелось бы, чтобы больше времени уделялось анализу конкретных ситуаций»;
- четко формулируйте свои мысли и не стесняйтесь почаще задавать вопрос «Как вы это поняли?»;
- как показала практика, лучше не рассказывать участникам о содержании тренинга, а представить краткое содержание в напечатанном виде;
- готовьте на всякий случай «запасную информацию». Должны быть варианты заданий, вопросов. Не всегда удается четко рассчитать время, особенно, если имеете слабое представление об уровне подготовки участников;
- начинать всегда в указанное время! На первом тренинге прокол был в том, что занятие началось на 15 минут позже. И в анкетах участники указали: «начинать вовремя». Даже если в аудиторию будут заходить опоздавшие – не смущайтесь и начинайте тренинг. Пусть информация в начале будет не самой важной. Но обязательно оговорите в правилах взаимодействия участников, что опоздание неприемлемо. И опоздавшие в следующий раз вряд ли станут опаздывать, зная, что ждать никто не станет;
- перерывы на кофе должны делать вовремя. Регулярные перерывы способствуют активной мозговой деятельности, а за чашкой кофе иногда говорят потрясающие вещи, а обмен информацией более активный;
- четко указывайте время встречи после перерыва. Сами посудите, что лучше: «Встретимся через 25 минут» или «Встретимся в 13.30 в аудитории»? Точные цифры лучше удерживаются в памяти. Тем более, когда звучит фраза «Встретимся через 25 минут», участники начинают судорожно соображать и переспрашивать «А через 25 минут – это в 13.30 или 13.35?»;
- подготовьте карточки с именем для каждого участника тренинга (включая себя). Убедитесь в исправности оборудования. Продумайте музыкальное сопровождение, а не ищите что-то подходящее в процессе. Наведите порядок в своих бумагах;
- при знакомстве не занимайтесь долгой самопрезентацией, тем более запугивать участников слишком формальной информацией. Дайте короткую информацию о себе и своей деятельности. А группе предложите задавать интересующие их вопросы;
- понравьтесь участникам. Улыбайтесь, остерегайтесь критики, даже если некоторые участники не совсем адекватны или не желают выполнять задания. На одном из занятий во время дискуссии участники одной из подгрупп отказывались выполнять задание, но правильный подход и настрой тренера, юмор переключили людей, и задание было выполнено блестяще;
- когда возможно, старайтесь, чтобы информацией делились сами участники, предоставьте возможность генерировать новые идеи. Но, не забывайте, что процессом управляете вы. Во время одного из занятий участники начали активно обсуждать тему, генерировать идеи выхода из ситуации и спорить. А спор, как известно – это уже не обмен мнениями, а базар. Тренер переключил участников, - спор утих;
- проявляйте энтузиазм, но не давите на участников. Как известно, давление вызывает сопротивление и негативную реакцию. Не пугайте участников чрезмерной активностью и энтузиазмом;
- не критикуйте участников, если они сделали ошибки. Дайте почувствовать, что делать ошибки не стыдно. Тогда исчезнет страх пробовать что-то сделать. И еще один плюс – участники будут терпимее к вашим ошибкам (или вы идеальный?). Наладить атмосферу и доверие может помочь, если вы сами рискнете выполнить задание, данное вами участникам;
- следите за своими словами. Не стоит употреблять фразы: «Хороший ответ», «Будьте практичнее». Лучше использовать открытые фразы: «Хорошо, что можно сделать еще?». Мыслите метафорами и образами. Не забывайте спрашивать о чувствах участников. Можно вывесить «карточку ощущений». В углу аудитории прикрепить ватман и предложить участникам писать на нем о своих ощущениях и чувствах, например, во время перерыва;
- если хотите записывать на видеокамеру происходящее, обязательно спросите согласие участников. Многие «боятся» камеры, и вряд ли вы получите атмосферу доверия и открытости, если изначально не интересуетесь мнением других.

Комментариев нет:

Отправить комментарий