воскресенье, 21 августа 2011 г.

Вредные оправдания

Одной из причин, влияющих на скорость достижения цели, является умение проявить силу и настойчивость, чтобы не потакать лени, выискивая оправдания своему бездействию.
"ОПРАВДАНИЯ «ПЬЯНОЙ ОБЕЗЬЯНКИ»
В бизнесе вы либо получаете результат, либо находите причины, объясняющие, почему добиться искомого результата не удалось. И в самом деле, всегда имеют место только две эти категории. Поиск разумных причин «почему нет» — это замаскированная форма отрицания, которая приложима не только к бизнесу. К этим причинам относятся извинения, алиби, оправдания и затейливые истории, пространно повествующие о том, почему мы не смогли получить то, что хотели. Все перечисленные уловки способны помочь нам оправдаться в собственных и чужих глазах, но они никогда не помогут добиться желаемого результата. Однако наш ум изворотлив — он всегда убедит нас в том, что наши резоны почти так же хороши, как поставленная, но не достигнутая цель. Причины типа «ну что поделаешь» постоянно держат нас в состоянии отрицания. С помощью этой нехитрой уловки мы стараемся избежать столкновения с чем-то, чего очень боимся. Это что-то есть часть нашего «я». Если бы это было не так, то не нужны были бы и причины, мы просто говорили бы, что не хотим получать никаких результатов.
Восточные мистики называют ту часть нашего «я», которая продуцирует оправдательные причины, «пьяной обезьянкой». Наш разум готов прислушиваться к советам этого коварного животного во всех случаях, когда, к примеру, надо придерживаться определенной диеты, заниматься гимнастикой или приниматься за изучение незнакомого предмета. Как бы ни были мы захвачены предстоящей задачей, ребенок в нас постоянно «хочет того, чего хотим мы в тот момент, когда мы этого хотим». Вот почему мы совершенно бессознательно прибегаем к услугам «пьяной обезьянки», когда хотим получить надежное рационалистическое обоснование.
Этот зловредный примат тот час скажет вам, что оттого, что вы съедите маленький кусочек шоколада, сидя на жесточайшей диете, с вами ровным счетом ничего не случится. При этом мы не хотим признаться самим себе, что, послушавшись «обезьянку», мы перестанем соблюдать диету. Мы лакомимся жирными чипсами, а потом спокойно возвращаемся к овощному рациону. Таким образом, думая, что мы сидим на диете уже несколько дней, мы на самом деле продержались на ней самое большее несколько часов. Заядлые курильщики, решившие бросить курить, то и дело берутся за сигарету, не испытывая при этом никаких угрызений совести да еще и хвалясь: «Можно сказать, что я бросил курить. Мне сейчас хватает на день всего одной пачки». «Пьяная обезьянка» ест свой хлеб недаром. Она без зазрения совести скажет вам, что пропустить один день и не позаниматься гимнастикой — это сущие пустяки, которые не имеют никакого значения.
Естественно, пропустив один день, человек неизбежно пропустит и еще один, и еще, и постепенно совсем бросит заниматься полезным делом, постоянно при этом находя для себя вполне приличные оправдания. Но обезьяна умна и подает голос только в самых необходимых случаях. Допустим, если человек напрочь забыл о том, что собирался бросить курить, то обезьяна не станет беспокоить его по таким пустякам. Но это и не удивительно — она уже добилась, в отличие от нас, своей цели. Но если кто-нибудь напомнит нам о наших благих начинаниях или если мы сами вдруг вспомним о них, то обезьянка тут же выпрыгнет, как чертик из табакерки, и предложит свой бесконечный список оправданий:
«У меня не было времени».
«Я так сильно занят».
«Я просто не знаю, как это делается».
«Я брошу это дело, если бросишь ты».
«Вот ты сам не бросил, а мне-то зачем?»
«Это он заставляет меня делать это».
«Я очень слабый человек».
«Меня это не волнует».
«Какое все это имеет значение?»
«Я слишком туп для этого».
«Я нехороший человек».
«Но я ничего не знал ».
«Мне ничего не сказали о правилах, а я сам не знал».
Обычно мы подбираем для себя несколько излюбленных доводов из подобного списка и пользуемся ими во всех случаях жизни.
Наши доводы подчиняются законам голографии и пронизывают все стороны нашего бытия. Если мы применяем какой-либо довод в какой-то сфере своей деятельности, то тем самым автоматически переносим его и на другие стороны жизни. Постепенно это входит в привычку. Например, нам некогда выполнять физические упражнения и готовить себе еду, поэтому мы «вынуждены» питаться «подножным» кормом. Но это не все — такой человек не находит времени для того, чтобы отвечать на письма и телефонные звонки, не платит за услуги, не успевает закончить работу в срок и так далее.
Наш отказ заниматься собственным здоровьем, основанный на доводах и причинах, выступает, как правило, в форме довольно стереотипных утверждений и высказываний. Например, вы в течение некоторого времени плохо себя чувствуете, но не ударили пальцем о палец, чтобы начать лечиться. Причины, как правило, бывают следующие:
«У меня все в полном порядке».
«Я не буду обращать на это внимания, и все пройдет».
«Доктор причинит мне боль».
«Я вылечусь сам».
Но такой человек никогда не сможет заняться самоисцелением, ссылаясь на то, что у него совсем нет времени.
Избегание или отрицание помогают нам избавляться от чувства страха. Мы получаем возможность не смотреть в глаза нашему внутреннему тигру. К несчастью, такой подход отчуждает нас от нашей уравновешивающей системы, что может привести к заболеванию. Для того чтобы восстановить связь с системой равновесия, нам просто необходимо взглянуть в лицо своим страхам. Надо обернуться и, набравшись мужества, посмотреть в глаза тигру."
источник: Барбара Бреннан "Свет исходящий"

Комментариев нет:

Отправить комментарий