воскресенье, 18 ноября 2012 г.

О самоуважении. Техника, позволяющая сохранить самообладание

Морихей Уэсиба, основоположник айкидо: «Нельзя сказать, что я неуязвим для удара, — просто я так быстро восстанавливаюсь, что никто не замечает, что я в ауте».

Быть духовно развитым — не значит пренебрегать общественной жизнью. Мы все имеем право быть сильными и предъявлять миру такое качество своего «Я», которое требует к себе уважения и обеспечивает достойное обращение с нами. Внутренний покой не означает, что
мы становимся внешне пассивными — подобная позиция может поставить под удар наше благополучие, что прекрасно иллюстрирует индийская притча.
Притча "Змея, которая не шипела"
Жителей одной деревушки близ Ганга постоянно терроризировала злая змея. Каждый раз, когда кто-нибудь отваживался выйти за пределы поселка, змея бросалась на него. Все попытки поймать ее оканчивались неудачей, и люди жили в постоянном страхе и напряжении.
Однажды в деревню забрел странствующий святой. Почуяв в воздухе напряжение и увидев взволнованные лица жителей, он поинтересовался, что является источником их волнений.
«Наша жизнь — сплошное бедствие, и все из-за зловредной змеи, которой доставляет удовольствие устрашать нас, — сказал старейшина деревни. — Пожалуйста, помоги нам, мы уже не знаем, что и придумать».
Святой странник отправился в джунгли и увидел там змею, которая грелась на солнышке рядом со своей норой. Признавая высоко духовную сущность явившегося к ней гостя, змея слушала его с уважением, когда он начал говорить с ней от лица жителей деревни.
«Нехорошо держать людей в страхе, — сказал он. — Это Индия, родина Махатмы Ганди и ненасилия. Ты должна изменить свое поведение. Я скажу тебе мантру, священное слово, на которое ты должна будешь медитировать, чтобы научиться чувствовать в своем сердце сострадание ко всем живым существам. Прекрати нападать на жителей деревни и на всех остальных, а через год я вернусь и надеюсь увидеть, что ты заметно изменилась к лучшему».
Змея, боясь ослушаться святого человека, почтительно поклонилась и вернулась в нору в земле, чтобы подумать над своим поведением.
Пришло время, и святой странник вернулся в деревню. Он увидел, что все жители довольны и счастливы: змея больше не беспокоила их, и жизнь людей снова стала безмятежной. Но когда святой отправился проведать змею, то нашел ее в самом жалком виде, беспомощно лежащей рядом с порой, в ранах и ушибах по всему телу.
«Как же так, змея! — воскликнул мудрец. — Что случилось с тобой?»
«Это твоя вина, — еле слышно прошипела змея. — Я делала все так, как ты сказал, и практиковала ненасилие, но когда жители деревни обнаружили, что я для них безопасна, они избили меня палками. Теперь каждый день приходят дети и бросают в меня камни. Посмотри, что со мной стало, — моя жизнь ничтожна, и это все твоя вина».
«Глупая змея, — сказал святой. — Я говорил тебе не кусаться, но я не говорил, что ты не должна шипеть»

В глубине души все мы хотим верить в то, что в других людях победит их лучшее начало. Подобно этой змее, мы стараемся любить других людей и жить в согласии с ними, но всем нам знакомо разочарование от того, что нашей добротой злоупотребляют. Зрелый, духовно развитый человек понимает, что взаимодействие с другими людьми требует ясного понимания человеческой натуры во всех ее проявлениях, самых возвышенных и самых низменных. Такой человек также знает, когда и как нужно шипеть.

Джордж Бернард Шоу однажды сказал: «Если христиане так хотят снасти кого-нибудь, пусть постараются сами выглядеть чуть более спасенными». Я думаю, это вполне справедливо в отношении тех людей, которые стараются жить в духе зарождающегося глобального ощущения новой духовности. Если старание жить в согласии с ценностями высшего сознания — это так здорово, тогда результаты стараний должны быть заметны во всех сферах нашей жизни. Они должны быть очевидны для других людей благодаря нашему правильному поведению, личной силе и самообладанию, что подразумевает способность постоять за себя в конфликтной ситуации, не предавая свои духовные ценности и не пряча за ними свою личную слабость.
Никому не нравится, когда им помыкают, и желание утвердить свою волю все равно заявит о себе тем или иным образом. Духовно настроенные люди, которые не способны справляться с трудными ситуациями по мере их возникновения, зачастую занимают пассивно-агрессивную позицию. У тех, кто способен быть твердым, когда это необходимо, гораздо больше шансов разрядить напряженный момент, если таковой возникает. Самоутверждение не стоит путать с агрессией, эгоцентричным поведением, намерением ранить или унизить другого человека. Разница между «шипением» и «кусанием» в том, что, когда мы кусаем (действие, осуществляемое из желания ранить), тот яд, который мы впрыскиваем в другого человека, отравляет и нас самих. Шипение же можно рассматривать как некую сознательную игру, осознанный выбор определенной формы поведения: нужно дать людям понять, что с вами лучше не связываться.

Когда мы подвергаемся неблагоприятному воздействию со стороны негативно заряженных людей и ситуаций, на самом деле происходит утечка нашей жизненной энергии. По мере того как ослабевает наш личный магнетизм, внутреннее самоощущение покидает нас. Под влиянием разрушительных эмоций довольно трудно мыслить четко и ясно. Руки и ноги дрожат, живот втягивается и вибрирует, а неровное дыхание делает речь плоской и неуклюжей. Временно лишенные самообладания, мы становимся беззащитными перед вторжением деструктивных проявлений бессознательной стороны человеческой натуры.
Некоторые люди пытаются избежать этого синдрома, изначально занимая позицию агрессивного поведения; другие надевают эмоциональную броню, сдерживая свои чувства и никого не допуская внутрь. Однако возведение подобных барьеров для того, чтобы отгородиться от жизни, — весьма опустошающее занятие, и, какую бы жесткость мы ни проявляли, всегда найдется кто-то, кто сможет обнаружить наши слабости и воспользоваться ими.

Мы не пытаемся контролировать других людей, навязывая им свою волю, по перенаправляем поток энергии, возникающий между ними и нами. Тренируя навык внешнего отказа от взаимодействия с теми, кто ведет себя грубо по отношению к нам, мы, на самом деле, помогаем им. Когда люди отождествляют себя со своими машинальными запрограммированными образцами поведения, они теряют самих себя. А наш конструктивный подход к ситуации предлагает другим людям возможность для самосовершенствования — переход на уровень выше автоматической бессознательной реактивности. Зачастую вспышки гнева являются настоящим криком о помощи тех людей, которые не способны контролировать свою разрушительную импульсивность.
С негативными стереотипами поведения трудно совладать, поскольку, если они активны, то как будто паразитируют на человеке, играющем роль «хозяина». Рациональное «Я» практически исчезает, человек утрачивает объективность мышления и не способен четко осознавать, что в данный момент говорит или делает, потому что им, помимо его воли, управляют бессознательные силы. То, что мы о себе не понимаем, невозможно контролировать. Зато, когда мы ведем себя бессознательно, это быстро понимают другие: поэтому люди часто отворачиваются, чтобы скрыть полуулыбку, когда кто-то выходит из себя на публике. Шумные ссоры всегда смешат свидетелей, потому что они ясно видят, как двое предположительно разумных существ ведут себя как дураки. На самом же деле происходит вот что: автоматическое программирование на время превращает людей в роботов!
Никому не нравится думать о себе как о роботе, однако реактивное поведение почти всегда заставляет нас «терять» сознание. Но надежда умирает последней. Карл Юнг сказал: «Человек становится сознательным, не представляя светлые образы, но осознавая тьму». Чтобы быть сознательными, нам следует обрести способность отстраняться от наших автоматических реакций и видеть их такими, какие они есть на самом деле: не более чем машинальное, автоматическое, запрограммированное поведение. Мы должны уметь отделять себя от собственной реактивности, отходить в сторонку и наблюдать за ней таким же трезвым взглядом, как посторонний, безучастно наблюдающий за кем-то. Никто не хочет чувствовать себя машиной и вести себя соответственно; способность увидеть собственное машинальное поведение, когда оно имеет место быть, — это первый шаг к умению владеть собой. Когда вы действительно способны заметить собственное реактивное поведение в то самое мгновение, когда его демонстрируете, в этот момент вы — не жертва программирования, вы тот, кто наблюдает со стороны.
Освобождая себя от автоматизма реакций и не ввязываясь в битву с другими людьми, мы создаем свободное пространство для пополнения сил, и не только своих: мы также помогаем тем, кто нападает на нас.

Человек становится наблюдателем, который следит за выполнением программ как безучастный свидетель. С этой позиции объективности легко заметить, что люди, нападающие на нас, потеряны для самих себя. Чувство сострадания поднимается в нас, когда мы понимаем, что человек, находящийся перед нами, утратил свою разумную человеческую сущность.
Если бы ваш компьютер вдруг сошел с ума и начал распечатывать ругательства, адресованные лично вам, вы не стали бы разбивать его молотком на миллионы битов, а просто вздохнули бы: «О боже, это вирус», — и начали искать способ исправить неполадку. Когда люди ведут себя грубо по отношению к нам, можно точно так же сказать, что они подхватили вирус, подпали под власть вредоносного программирования и утратили ощущение самих себя. Не забывая себя перед лицом подобных покушений, применяя самовспоминание (в противоположность выходу из себя и самозабвению), мы можем помочь тем, кто не в себе, восстановить связь с самими собой. Таким образом, мы благословляем наших врагов, делая добро тем, кто пытается грубить и наносить нам оскорбления. Подобно Махатме Ганди, великому основоположнику философии ненасильственного пассивного сопротивления, мы даем им возможность зарядиться более высокой энергией, нежели та, которую они используют для попытки нарушить наше внутреннее равновесие.

Пожалуйста, запомните эту фразу: грубая фамильярность. Проявление вежливости и уважения к другим людям должно косвенно сообщать о том, что в ответ нам хотелось бы также получить абсолютную вежливость, не меньше. Грубая фамильярность означает нарушение чьих-то прав. Унижать другого человека, намекать ему словом или взглядом на то, что он в каком-либо смысле ниже вас, — значит вести себя недостойно. Позволять кому-либо вести себя так с вами практически столь же недостойно — допуская подобное поведение, вы поощряете дальнейшие оскорбления.

Техника "Распределение внимания в напряженных социальных ситуациях"
Что бы ни происходило во время разговора, наша задача — твердо стоять на земле и сохранять связь с самими собой на протяжении всего процесса энергообмена. Ощущая присутствие собственного существа, независимо от того, как протекает беседа, независимо от ее результата, мы стараемся сосредоточиться на поддержании осязаемой связи с самими собой. Даже если изначально мы тратим семьдесят пять процентов своей энергии на общение с собеседником, если мы способны удерживать двадцать пять процентов внимания на себе, даже в самые напряженные моменты, то вскоре динамика распределения энергии сместится в нашу сторону, и процентное соотношение начнет заметно меняться в нашу пользу. Помните, что негативное поведение отнимает больше энергии, чем позитивное поддержание связи с самим собой. Долгосрочная цель, которая может быть достигнута благодаря ежедневной практике, — со временем научиться всегда распределять внимание пятьдесят на пятьдесят.
В напряженных ситуациях тренируйте вышеупомянутое умение, при этом стараясь притормозить других словами и мыслями, пока вы укрепляетесь на земле через тело. Почувствуйте связь с руками, ногами и туловищем и ощутите, как формируется присутствие. Не пытайтесь осуществлять ответные словесные атаки или переплюнуть противника, даже если вас пытаются очернить. Просто слушайте и выжидайте. Следите за глазами противника и практикуйте чувствование и осознание. Сила вашей энергии увеличится, а противник выдохнется, и, когда это произойдет, вы окажетесь в позиции власти и сможете использовать это положение, чтобы с достоинством и мудростью потребовать уважения, которого заслуживаете.
Когда напряженный момент будет позади, вы заметите, что чувствуете небывалый прилив сил. В ваших руках, ногах и даже во всем теле могут ощущаться покалывания и вибрация энергии. Вы оказались в выигрыше! Если в процессе вам удалось помочь другому человеку перейти на более высокий уровень, тогда ваш энергетический выигрыш удваивается. Почему? Потому что другие люди тоже получают пользу от взаимодействия с вашим самообладанием, достигнутым благодаря распределению внимания. Они могут даже выйти из своей изоляции и присоединиться к потоку благодаря вам, как в нашем примере с деревом, — что подобно освобождению Бога из тюремных стен самоограничения, которые столь многие люди возводят вокруг себя.

источник: Джон Максвелл Тейлор "Я есть — и в этом сила. Встать на путь просветленного общения"

Комментариев нет:

Отправить комментарий